Наслаждаться футболом
Предисловие Серхи Памьеса*
В свои 54 года Йохан Круифф играет в футбол только со своими внуками. Когда у него появляется такое желание, он рассказывает им некоторые из своих секретов, как это было в лучшие годы его тренерской карьеры. Однако его мобильный телефон не умолкает ни на секунду. Всегда найдется какой-нибудь энергичный и богатый предприниматель (итальянец, англичанин, турок, немец, грек, швейцарец, американец или испанец), который готов предложить ему все золото мира для того, чтобы он вернулся к тренерской работе. На том языке, который понимает звонящий, Круифф повторяет одну и ту же фразу, произнесенную им 18 мая 1996 года, когда Совет директоров «Барселоны» расстался с ним не самым красивым образом: «Спасибо, меня это не интересует». Он не ушел на покой и в то же время не имеет постоянной работы. Время от времени он выполняет функции комментатора на крупных футбольных соревнованиях, работает на различные средства массовой информации из Голландии и Испании. Кроме того, он принимает участие во множестве образовательных проектов, связанных с, как мы уже привыкли говорить, «базовым» футболом... Он постоянно получает свежие новости от своих бывших партнёров и от футболистов, которых он ранее тренировал (даже от тех, с кем когда-то у него возникали конфликты), от своих друзей, не говоря уже о многочисленных журналистах, которые хотели бы услышать его мнение на самые разнообразные темы. Он путешествует, принимает участие в торжествах и деловых собраниях, смотрит матчи с участием сына Хорди, после чего возвращается в свой любимый город — Барселону. Там, когда он выходит на улицу, подавляющее большинство прохожих улыбается ему при встрече. Даже те, которые порой освистывали Круиффа как тренера, сейчас приветствуют его со смешанным чувством восхищения, уважения, благодарности и
с ним, а также журналисты и комментаторы, которые иногда критиковали Круиффа, так как не могли понять его решений или просто согласиться с его взглядами.. Пожалуй, спорить с ним действительно непросто — и из-за того авторитета, что он заработал за свою профессиональную карьеру, и из-за того стиля, в котором он ведет беседу: такого же ловкого, новаторского, последовательного и приводящего в замешательство, какими были и его голы. Его доводы порой настолько же эффективны, как и его финты, и. основываются на странной смеси очевидных вещей, философии, логики, здравого смысла и проницательности. «В стране слепых и кривой король, но при этом он продолжает оставаться кривым» — вот так Йохан Круифф может ответить прессе до или после матча. В трудные для Круиффа времена, когда казалось, что «Барселона» не сможет прийти в себя после четырех подряд сезонов опьянения успехом, один болельщик «Барсы» рассказал мне, что преимущество голландца состоит в следующем: хотя ты и скучаешь во время матча, но по крайней мере можешь быть уверен в том, что будешь получать удовольствие на пресс-конференции... Диссидентский дух Круиффа не раз становился причиной конфликтов с теми, кто пытался заставить его поменять или исправить ту линию, которую он, с вескими на то основаниями или без оных, считал логически верной. Похоже, что он никогда не забывая совет своего отца, который говорил, что нужно меньше верить тем людям, что занимают в церкви первые ряды. Пожалуй, именно поэтому он чаще ссорился с руководителями, чем с болельщиками. «Нет на свете такого президента, который указывал бы мне, что я должен делать. Когда я был игроком, президент «Аякса» захотел унизить меня, заявив, что я слишком стар для того, чтобы играть в футбол. Тогда мне было 38 лет. Я принял приглашение самого принципиального соперника «Аякса», симпатии... В последнее десятилетие в футболе начался период грандиозных приобретений и таких же грандиозных эко-номических глупостей, которые поставили под угрозу саму его индивидуальную сущность, его зрелищную сторону, которая на поверку оказывается гораздо более рентабельной. Утрата экономических ограничений, коммерческие гиперпроекты, ощущение входа в очень опасную спираль — все это привело к тому, что с каждым разом больше говорится о деньгах, спонсорах, правах на использование имиджа, рекламе, рента-бельности, посредниках, дебете и кредите и все меньше о футболе и его ценностях как игры. В этой книге Йохан Круифф много говорит о самом футболе и совсем чуть-чуть о его финан-совой среде. Это взгляды не простого смертного, а одного из самых значимых игроков и тренеров в истории мирового футболе. Их нельзя назвать традиционными. Недоброжелатели и почитатели Йохана Круиффа согласятся со мной, что он и сам никогда не был «традиционной» личностью. Это знают футболисты, руководители, судьи и тренеры, работавшие вместе «Фейеноорда», и в итоге стал чемпионом страны, обладателем
наслаждайтесь». Круифф всегда производил впечатление человека, получающего наслаждение от игры и дарящего его зрителям. Это было, и когда он в бытность свою игроком избегал ударов целившихся ему по ногам соперников, и когда уже как тренер «Барселоны» наблюдал за своими подопечными на тренировках, восседая на мяче. «Вот это и есть мой кабинет», — говорил он, указывая на мяч. Лауреано Руис, при Круиффе работавший с молодыми игроками «Барсы», так описывал его идеи в одной из своих статей: «То, как он представлял себе футбол, вызвало восхищение во всем мире. Он убрал с поля одного защитника и выставил трех нападающих, фактически возродив такое понятие, как «крайние форварды», которые располагались почти что у известковой разметки на флангах. Таким образом он дал новую жизнь одному из главных принципов атакующего футбола: образованию наступательного фронта по всей ширине поля. Его команда атаковала постоянно, но спокойно, без спешки: игроки контролировали мяч, ожидая подходящего момента для того, чтобы резко взвинтить темп и выйти к воротам соперника». Сейчас немалая часть предпринимаемых Круиффом усилий направлена на то, чтобы вернуть футболу его первоначальное предназначение как развлечения. Игроки и болельщики его за это поблагодарят, но, к сожалению, для этого нужно преодолеть сопротивление тех, кто пытается превратить этот вид спорта в зрелище с предсказуемым финалом, организуемое исключительно ради достижения результата и получения выгоды. Об этом и рассказывается в книге «Мне нравится футбол». Кубка Голландии и лучшим бомбардиром своей команды», — рассказал он в одном из своих интервью. Но в этой книге речь не идет ни о личной жизни Круиффа, ни о его блестящей карьере игрока и тренера. Его воспоминания и некоторые любопытные истории из прошлого останутся на этих страницах на втором плане, только для того, чтобы проиллюстрировать, в чем заключается его понимание футбола. Лучше всего это понимание отражает слово, помещенное в заголовок предисловия, — «наслаждаться». Все болельщики прекрасно помнят, что, перед тем как «Барселона» выиграла Кубок чемпионов на стадионе «Уэмбли», Круифф сказал своим игрокам: «Идите и наслаждайтесь». Не- сколько лет спустя, когда мне повезло побывать на матче, устроенном в его честь, устроенном, несмотря на постыдное сопротивление руководства каталонского клуба, Круиффа чествовали болельщики на трибунах «Камп Ноу», встретив его бурей аплодисментов. И, перед тем как попросить всех присутствовавших на стадионе спеть гимн «Барселоны», он сказал нам: «А теперь
...В завершение остается только сказать, что ты получаешь истинное удовольствие, беседуя с Круиффом о футболе. Или, точнее сказать, слушая его рассуждения. Когда я возвращался домой и моя жена интересовалась, как все прошло, я отвечал ей: «Это было, как если разговаривать с Пикассо о живописи».
Такое сравнение может показаться преувеличенным и, может быть, даже неудачным, но для того, чтобы так говорить, у меня есть все основания. Это ощущение преследует меня с тех пор, как в 9-летнем возрасте я увидел по телевизору его в футболке того «революционного» «Аякса». И как однажды сказал Ромарио: «На футбол нужно смотреть глазами Круиффа»...
*Примечание. Серхи Памьес{ 1960) — каталонский писатель и журналист.
ГЛАВА 1
«Играть хорошо — это значит правильно выполнять все движения»
Футбол основывается на двух принципах. Первый: когда ты владеешь мячом, то должен уметь бить по нему и делать точную передачу. Второй: если ты получаешь мяч, то должен обладать способностью его контролировать. Если ты его не контролируешь, то не можешь отпасовать партнеру. На поле эти два аспекта игры имеют наибольшее значение, так как мы никогда не должны забывать о том, что футбол — это вид спорта, который подразумевает наличие большого количества промахов. Мяч может попасть к тебе прямо в ноги, на средней высоте, на уровне груди или в голову. Поэтому необходимо так отработать технику, чтобы уметь контролировать его наиболее эффективным способом, в соответствии со специфическими обстоятельствами, возникающими по ходу игры. Таким образом, имея в своем распоряжении все необходимые «инструменты», футболист сможет принять наилучшее решение в зависимости от ситуации, в которой он оказывается в том или ином моменте матча, чтобы свести число этих промахов до минимума.
Если по разным причинам ты не можешь контролировать мяч, который тебе направляется в определенное место или на ход, ты не сумеешь развить свои действия должным образом. От этого не только снизится зрелищность, но и расстроится коллективная игра команды. К сожалению, ввиду различных образовательных, социальных факторов или просто из-за образа мышления современных специалистов на тренировках и теоретических занятиях эти моменты отрабатываются все меньше и меньше. На мой взгляд, играть хорошо — это значит правильно выполнять все движения. Если перемещение мяча требует конкретной скорости и точности, ты должен быть способен сделать это без огрехов и в нужное время. По сути дела, хорошо справляться со своими обязанностями означает адекватно выполнять все действия в матче. Темп, контроль мяча, то, как ты его пасуешь, выбор позиции, навесы... все это решающие факторы, и для того, чтобы выполнение данных действий было успешным, требуется достаточный уровень технической подготовленности.
Без сомнения, одна из причин отсутствия техничности у многих игроков связана с тем местом, где они учатся играть в футбол. В мои времена самой популярной академией для того, чтобы узнать секреты этого вида спорта, была улица. Мы — дети, которым нравилось бить по мячу ногами, — учились этому на улицах и площадях наших районов. И не только мы, но и старшие ребята тоже. И даже взрослые. После окончания рабочего или учебного дня они выходили на улицу для того, чтобы посвятить свободное время своей любимой игре. Тогда профессиональный футбол не был так распространен, как сейчас, и все, за редким исключением, тренировались практически в одни и те же часы. Я рассказываю о других временах, это очевидно. Нужно иметь в виду и то, что я, например, стал всего лишь вторым профессиональным футболистом Голландии после моего друга Кайзера, с которым мы столько пережили вместе и в «Аяксе», и в сборной Голландии.
Как я уже говорил, в течение дня люди работали или учились, а вечером играли в футбол. Там, на тех улицах, превращенных в импровизированные поля, мы, самые маленькие, могли многому научиться. Каким образом? Глядя на старших и повторяя за ними. Я уверен, что та же самая картина наблюда-лась во многих других городах мира, на всех континентах, во всех странах.
В последние годы мы попытались восстановить этот дух уличного футбола. Помню, как на одном детском турнире по дворовому футболу, который был организован в самом центре Амстердама, в присутствии огромного количества зрителей, с нетерпением ожидавших начала, в самый последний момент из-за организационных проблем мы остались без ворот. Казалось бы, праздник, которого так ждали его участники, должен быть отменен, но кому-то пришла в голову идея использовать вместо две пожарные машины, и они прекрасно выполнили пред назначавшуюся им роль. Скажите, какие дети не использовали вместо ворот портфели, рюкзаки, одежду или даже простые кам-ни?! Этот маленький штрих и ему подобные наглядно показывают, что для того, чтобы играть в футбол, не всегда нужно иметь все положенные атрибуты, а отсутствие той или иной детали прекрасно заменяется воображением.
ГЛАВА 2
«Лучший способ научить ребенка играть в футбол — это не запрещать, а подсказывать»
Но вернемся к обучению футболу. Когда я начинал, мы, самые маленькие, могли чему-то научиться благодаря тому, что всегда находился какой-нибудь парень старшего возраста, который оставался с нами, чтобы показать нам свои финты, поработать над ошибками и поделиться с нами некоторыми из своих секретов. Я всегда думал, что лучший способ научить ребенка играть в футбол — это не запрещать, а подсказывать. Не пытаться помешать ему делать то, что он захочет, а помочь ему выполнить эти действия качественно, восполнить пробелы в его подготовке. Как бы ни развивались технологии и педагогические методы, сколько бы ни публиковалось научных трактатов о футболе, как бы ни пытались превратить его в точную и закономерную науку, совершенную и безошибочную, на базе тактических уроков и записей, сделанных мелом на доске, подозреваю, что лучшей школой будут оставаться устный рассказ и наглядное обучение на примере игроков разного возраста. Самое главное, чтобы знания передавались от футболиста к футболисту, так как оба говорят на одном и том же языке и потому могут прийти к взаимопониманию. Если ты не говоришь на том же языке, что и твой тренер, тебе будет очень трудно чему-либо у него научиться.
Одно из моих наблюдений, которое я вынес еще с детских лет, заключается в том, что игроки, получавшие удовольствие от обучения младших по возрасту, как правило, умело обращались с мячом на поле и обладали хорошей техникой. Наоборот, те, что были способны только врезаться в соперника, встать на его пути в центре поля, чинить ему преграды и бить по ногам, не могли научить нас ровным счетом ничему. Наши же случайные «тренеры», влюбленные в техничный футбол, часто говорили нам: «Смотри, парень, бей по мячу вот так, и увидишь, как он полетит». Слушая их советы, пробуя повторить самостоятельно и исправляя ошибки, применяя на практике их наблюдения, ты обучался различным приемам; направлять мяч по дуге, останавливать его, когда он летел на тебя сверху, поворачивать голову и ставить корпус так, чтобы удар получился сильным и точным...
Такова была наша форма обучения, но, к сожалению, с тех пор очень многое изменилось. Сейчас детские тренеры вынуждены учиться, чтобы тренировать самых маленьких. Но многие из них так и не становятся учителями в том смысле, что они должны не только тренировать, но и наставлять. Они могут сказать тебе, чтобы ты бил с левой, ну и ладно. Но если они не показывают тебе, как это надо делать, кому это нужно? И знаешь, почему они тебе этого не объясняют? Ответ очень прост — потому что сами не умеют. А если у тебя нет базовой техники, о каких ударах вообще может идти речь? Я согласен, физическая подготовка и прочие аспекты немаловажны, но по сравнению с технической оснащенностью все они отходят на второй план. Напротив, если ты тренируешь мальчика и можешь объяснить ему, как он должен бить по мячу, какой частью стопы, как при этом должен располагаться корпус, какие меры нужно принять при приближении соперника, то потом он сможет тренироваться самостоятельно. Копировать, имитировать, добиваться, повторять, улучшать, учиться, отшлифовывать и впоследствии применять полученные знания на практике с учетом собствен-ного стиля, особенностями своей личности. Повторяю, если ты сам не умеешь делать этого, то не можешь научить этому никого. И когда ты начинаешь говорить о других вещах, какими бы важными они ни были, это никогда не заменит обучения технике. Вот так, понемногу, забывая о деталях, мы начинаем удаляться от самой сути вопроса. И в этом заключается проблема современного футбола.
Я, конечно, знаю, как трудно переломить эту тенденцию. Всем тренерам, даже в низших дивизионах, нужны бумаги, подтверждающие их квалификацию, всем им необходимо пройти через соответствующие официальные организации и процедуры. Все это спускается «сверху», и будет очень трудно изменить существующее положение вещей. Это вовсе не означает, что я категорически против данной системы, нисколько, потому что, следуя ей, ты тоже можешь кое-чему научиться. Но мне очень жаль, что о других вопросах, в нее не входящих, забывают все чаще и чаще. И я боюсь, что реальность очень сильно отличается от того, как ее представляют. Поэтому мне всегда хотелось, чтобы помимо тренировок процесс обучения включал в себя футбольные курсы, семинары для тренеров или хотя бы была выпущена какая-нибудь компьютерная игра, в которой показывалось бы выполнение всех элементов, чтобы игрок потом мог повторять их у себя дома. В таком случае любой, кто того захочет, сможет научиться и интерпретировать их на свой лад. Чтобы юному футболисту, который не умеет бить с левой ноги, рассказывалось и показывалось, как это нужно делать, и затем он бы спускался в парк или на улицу и пытался повторить увиденное.
Я помню, как несколько лет назад мы беседовали о футболе с Хорхе Вальдано. Содержание нашего разговора было опубликовано в газете «El Pais» 3 июня 1996 года, и там были мои слова о детском футболе. Сейчас я продолжаю думать точно так же: «Кем является детский тренер в таком великом клубе, как «Барселона» или «Реал»? Тренером или педагогом? Если тренером, то, пожалуй, в один прекрасный день он захочет подняться на следующую ступеньку карьеры, то есть добиваться с командой результатов. А он не должен жить этим; он может требовать результата только в виде усваивания учениками его уроков. То, что сейчас происходит, мне видится следующим образом: уровень тренеров понизился за последние 20 лет. И я категорически против того, чтобы детским тренерам были нужны какие-то бумаги, дипломы для выполнения своей работы. Кто должен тренировать? Парень «из народа», который всю свою жизнь играл в футбол и теперь хочет посвятить себя работе с детьми. Не тот, кто постигал тренерские премудрости, обучаясь в специализированных заведениях; пусть этот сеньор займется своей карьерой. А как поднимаются по карьерной ле-стнице? Выигрывая, побеждая. Если ты — руководитель клуба, ты не возьмешь на работу тренера, который завершил сезон со своей юношеской командой, скажем, на четвертом месте. Хотя, на мой взгляд, может быть, это и есть самый лучший тренер на свете».
ГЛАВА 3
«Нужно возродить исконный дух футбола»
Исходя из того, как спланированы наши города, сегодня очень трудно найти улицы, на которых можно было бы играть в футбол. Особенно в мегаполисах, которые задыхаются от наплыва машин. Но существуют другие способы достичь желаемого. Например, можно организовать школьные турниры, районные соревнования, которые проводились бы при поддержке муниципалитетов, матчи на пляжах... Если ты захочешь, ты сможешь сделать это. Что касается лично меня, то я пытаюсь устраивать турниры по дворовому футболу 6x6. Я это делаю для того, чтобы противодействовать тем интеллектуально ограниченным чиновникам, которые руководят этим видом спорта. И, кроме того, я хотел бы возродить исконный дух футбола.
Если говорить о дворовом футболе так, как я его вижу, то каждая команда должна состоять из шести футболистов: пяти полевых игроков и вратаря. Число «шесть» — отнюдь не случайное. Согласно моим наблюдениям, когда на поле шесть игроков, мяч не передерживается, и легче преодолеть оборону соперника. Шесть, на мой взгляд, — идеальное число, поскольку требует от участников матча максимальной концентрации; при этом легче реагировать на изменения игровой ситуации, быстрее находить поддержку своих партнеров, открываться, делать перехваты, принимать решения. Ты всегда в центре событий и принимаешь в них непосредственное участие. Размеры площадки должны более-менее приближаться к половине классического футбольного поля. Правила очень и очень простые. Вратарь никогда не должен выбивать мяч дальше, чем за центральную линию, хотя может переходить ее, играть в поле и если того захочет, даже забивать мячи. Это упрощает игру и заставляет вратаря учиться бить по мячу, участвовать в созидательных действиях своей команды. Таким образом, мы про-тиводействуем существующей тенденции, когда голкипер превращается в столб, занимающий место в воротах, и ограничивается выбиванием мяча вперед. Но, к счастью, у зрителей и у самих футболистов другое представление о том, чем должен заниматься вратарь.
Второе правило: в качестве наказания за фолы должны применяться исключительно свободные удары. Я заинтересован в том, чтобы удары со стандартных положений тоже были частью игры, а не способом забивать мячи для тех, кто только и умеет, что заряжать по воротам, как из пушки. Потом желающие смогут отработать и этот элемент и самостоятельно улуч-шить его выполнение. Но главное, чтобы, исполняя свободный удар, игроки учились думать, принимать решения, начинать атаку, изобретать. (Конечно, говоря о штрафных, я вспоминаю, как на тренировках, когда я еще был главным тренером «Барселоны», Куман или Стоичков старались не просто отправить мяч в сетку — это для них было слишком просто, — а попасть в перекладину или штангу. Ясно, что тогда мы делали ставки — пять тысяч песет за каждое точное попадание). И, наконец, третье правило: три угловых подряд — пенальти, с тем, чтобы иметь возможность отрабатывать два вида стандартных положений и придать матчу больше разнообразия и эмоций...
ГЛАВА 4
«Суть проблемы состоит в том, чтобы дети, играя в футбол, получали удовольствие, а не испытывали отвращение»
То, что мне больше всего нравится в работе тренера - это возможность добиваться максимальной отдачи от команды, состоящей из совершенно разных футболистов. Один игрок выделяется своей техникой, другой хорошо играет головой, третий обладает отменным дальним ударом, еще один незаменим на фланге. Но как извлечь пользу из всего этого многообразия отдельных качеств и суметь объединить их в одно целое? Сейчас, похоже, весь мир только этим и занимается, что автоматически вредит самим футболистам. Мы не можем забывать о том, что каждый игрок - это индивидуальность, которая понимает футбол по-своему. Кто-то получает удовольствие, делая на поле то, что не по душе кому-то другому. Если же пытаться сделать из каждого универсала, это сказывается на классе команды, уменьшает число стилей и, как следствие, обедняет зрелище.
В наши дни очень мало по-настоящему высококлассных игроков. На мой взгляд, проблема заключается, как я уже ранее отмечал, в низком уровне технической подготовленности, но помимо этого и в том, что мало кто сейчас относится к футболу как к искусству и любит его как искусство... Многие, наверное, уже успели вбить себе в голову, что в этой книге есть советы на все случаи жизни. Как нужно бежать, прыгать, обороняться, контролировать мяч, выполнять штрафные или угловые удары. Но я выступаю категорически против того, чтобы ее воспринимали как учебник с инструкциями для футболистов, потому что считаю, что к каждому нужен индивидуальный подход. Суть проблемы состоит в том, чтобы дети, играя в футбол, получали удовольствие, а не испытывали отвращение. И то, что кто-то из них может достичь наивысшего уровня, нужно рассматривать как долгосрочное капиталовложение, как возможность в будущем получать удовольствие, наблюдая за игрой этого парня как рядовой зритель.
Несколько месяцев назад в Голландии решили, что тренерами во всех без исключения любительских командах могут работать только дипломированные специалисты. Когда меня спросили: «Йохан, как тебе такая мера?», я не смог удержаться от того, чтобы не назвать ее фатальной. Почему? Потому что в данном случае тренеру не остается ничего другого, кроме как применить на практике знания, полученные им по ходу обучения. Почему бы не позволить работать в самых юных возрастных категориях тем людям, которые сами продолжают играть в футбол и при этом влюблены в него? Таким образом, детям передавалась бы не только «живая» техника, но и любовь к футболу, к различным его сторонам? А что делает профессиональный и дипломированный тренер? Вполне логично, что он, думая о достижении результата, пытается добиться победы во что бы то ни стало и сделать еще один шаг наверх. Я не против того, чтобы с определенного возраста руководство командами передавали в руки профессиональных тренеров. Но никак не раньше 14 лет! А до той поры дайте же детям возможность просто играть! Пусть они получают от этого удовольствие! Конечно, я не самая подходящая кандидатура для того, чтобы рассуждать на эту тему, так как в свое время мне очень ловко удалось обойти существующие правила и работать тренером, не имея на руках соответствующего диплома, хотя для этого и пришлось изобрести должность под названием «техни-ческий директор». С другой стороны, я все же думаю, что исключения из правил имеют право на существование. Так, например, в Голландии игроки, завоевавшие почет и уважение по ходу своей карьеры, впоследствии официально могут стать тренерами после прохождения упрощенной процедуры, что видится мне абсолютно логичным.
ГЛАВА 5
«Важно иметь тренеров, которые передавали бы своим подопечным любовь к футболу как искусству»
Серьезная ошибка многих тренеров, в большинстве своем теоретиков, а не практиков, состоит в том, что они думают, будто дети 7 — 8 лет не стремятся к победе. Это ужасное заблуждение! Как же они хотят победить! Даже больше, чем многие взрослые! Самые юные, как правило, — самые драчливые, а порой и самые жестокие. Вспомни сам: в детстве у тебя наверняка были друзья, которые плохо играли в футбол, и когда во дворе устраивали матч, ты всякий раз ста-рался, чтобы они не попали к тебе в команду. В то же время ты всегда хотел, чтобы за тебя играл лучший, пусть даже он был твоим злейшим врагом или парнем, с которым у тебя были натянутые отношения. После матча вы с неумелым футболистом вновь становились лучшими друзьями, но на время игры ты стремился привлечь на свою сторону сильнейшего. Что это, как не желание выиграть? В то время как практически все тренеры убеждены в том, что детям нужно с самого начала прививать стремление к победе, их в первую очередь следует учить совсем другому: развивать их лучшие качества, исправлять де-фекты и при этом не принижать их достоинства. Поэтому так важно иметь тренеров, которые передавали бы своим подопечным любовь к футболу как искусству. Нужно вернуться к истокам футбола, которые в большинстве случаев говорят нам о том, что этот фантастический вид спорта был изобретен для того, чтобы получать удовольствие в процессе игры, а не для того, чтобы тупо бегать туда-сюда, раздавая удары по ногам.
Самое эффективное оружие в игре — это совокупность техники и здравого смысла, Технике обучаются с самого раннего детства. Очень часто меня спрашивают: как можно научить этому детей, которые уже тренируются и играют за детские команды в различных официальных турнирах, но все еще способны к обучению? Помню, когда я работал главным тренером «Аякса», то иногда сам тренировал 10-летних мальчишек, но занимался с ними не на футбольном поле, а на пустой автостоянке. Почему? Потому что там можно многому научиться. Если ты играешь на футбольном поле, зеленом, мягком, великолепного качества, ка-кими изобилует Голландия, сталкиваешься с соперником, падаешь на газон, то с тобой ровным счетом ничего не происходит: отряхнулся и побежал дальше. На автостоянке же все по-другому: если ты с кем-нибудь сталкиваешься, то падаешь на бетон, получаешь ссадины, царапины, тебе больно, порой даже идет кровь. И в этом случае ты должен шевелиться, учиться двигаться с большей скоростью и быстрее принимать решения относительно того, что тебе нужно делать с мячом или без него. Эта маленькая деталь тренировки — покрытие — обуславливает два или три очень важных аспекта реальной игры: выбор позиции, контроль мяча, скорость, концентрацию. В будущем все это пойдет на пользу и тебе, и твоей команде. Всего лишь сменив траву на бетон, оказавшись в непривычных условиях,
ты развиваешь быстроту мышления, учишься успевать к мячу первым, не передерживать его и вовремя делать передачу партнеру. Подводя итог, таким образом ты отрабатываешь сразу три действия. Возможно, что мощные и крепкие игроки, в отличие от нас, слабых, никогда так не будут тренироваться. Но потом, когда обоим будет по 18 лет, разница между сильным и мной будет заключаться в том, что я сумею предугадать развитие событий, опередить его на скорости, и, наконец, процесс принятия решения у меня займет меньше времени, потому что, когда я формировался как игрок, я каждый раз отрабатывал эти дета-ли. В то время эти самые детали могли показаться второстепенными, но в реальной игре, когда настает момент истины, они оказываются фундаментальными.
По ходу моей карьеры профессионального футболиста эти детали не раз выручали меня в трудных ситуациях. Еще ребенком на тренировках я делал главный упор на технику, чтобы ликвидировать свое явное отставание в плане физической подготовленности от более массивных игроков, которые в то же время были и более медлительными. Я не хочу сказать, что я тренировался дольше остальных; просто я лучше и рациональнее использовал время, отведенное для занятий. Я всегда верил в то, что каждый недостаток имеет свои преимущества. Если я маленького роста, то должен быть более шустрым. Если я не обладаю физической мощью, то должен быть хитрым. Ничего другого мне просто не остается.
Плохо то, что молодые ребята, которые имеют отличные способности к созиданию, впоследствии теряют их, и теряют по вине тренеров. Поэтому так трудно найти сейчас таких футболистов, как Аймар и Савьола. В этом смысле трудно не согласиться со следующими словами Марко ван Бастена, игрока экстракласса, который был вынужден оставить футбол из-за серии травм: «Если представить, что в моей карьере было 10 тренеров, то кое-чему меня научил один из них, трое мне не навредили, и шесть остальных постоянно пытались мне нага-дить». Мне, к счастью, повезло играть под руководством тренеров, которые ценили футбол. И хотя с точки зрения физических кондиций я не мог выполнить хорошо угловой удар, они всегда выпускали меня на поле. Из-за своей конституции я не был способен бить как следует по воротам из-за пределов штрафной площади; это был сущий кошмар, мяч порой даже не долетал до ворот. Но, исходя из этого, тренеры всячески пытались мне помочь преодолеть свои комплексы и ограничения; они включали в программу моей подготовки специальные занятия для развития мускулатуры, стимулирования скоростных качеств. И при этом они следили за тем, чтобы я не переутомился, выполняя эти упражнения. Они никогда не пытались изменить мой стиль, и я хорошо усвоил правило: этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Вся моя тренерская работа основывалась на анализе возможностей каждого игрока и совершенствовании его игрового стиля с тем, чтобы впоследствии он с максимальной отдачей мог вписаться и в команду, и в демонстрируемую ею игру.
ГЛАВА 6
«Молодой футболист, обладающий собственным стилем, всегда придает игре
дополнительные элементы неожиданности, смелости, ловкости и изобретательности»
Другая концептуальная ошибка современных тренеров состоит в том, что они слишком уж долго ждут, когда молодые игроки пройдут все возрастные категории. Футболиста надо оценивать не по возрасту, а по его классу. Если 12-летний мальчик демонстрирует, что он уже перерос свою возрастную категорию и технически намного превосходит своих сверстников, нужно выпускать его против старших, чтобы он мог прогрессировать и дальше. Это заставит его прилагать больше усилий, не довольствоваться уже достигнутым и послужит дополнительным стимулом для дальнейшего совершенствования. В конце концов это заставит его продолжать учиться. Мне, к примеру, очень помогло то, что я играл в более старших возрастных категориях. В команде сверстников я брал мяч и начинал обводить соперников одного за другим: первого, второго, третьего... и так до шести. Мой тренер говорил мне: «Йохан, ты должен делать больше передач». А я, видя, что мне все так же хорошо удается дриблинг, продолжал гнуть свою линию. Когда же меня перевели в сле-дующую категорию, я обнаружил, что могу обвести одного-другого, порой третьего, однако, когда на моем пути возникал четвертый — бах! — навстречу выходил защитник и оставлял меня лежащим на земле и без мяча. Все это заставляло учиться отдавать партнеру мяч раньше, быстрее оценивать ситуацию на поле и принимать наиболее эффективные решения. Сейчас, к сожалению, практически невозможно, чтобы игрок дебютировал на мундиале в возрасте Пеле. Однако, если у него есть для этого необходимые данные и уровень подготовленности, он должен иметь возможность играть там, где ему захочется. Почему этого не происходит? Порой я разочаровываюсь, когда вижу в дублирующих составах именитых клубов 21-летних игроков, которые до сих пор не сыграли ни одного матча в первом дивизионе. Конечно, от этих молодых футболистов, которые сразу же начали выделяться своей игрой, нельзя требовать, чтобы они несли груз ответственности за команду от рассвета до заката. Они делают то, что могут. У них еще есть время для того, чтобы стать «священными коровами». Но, с другой стороны, то, что эти молодые игроки могут привнести с собой в главную команду, может послужить для нее дополнительным импульсом. Мне нравится такой порядок вещей, потому что, когда ты видишь что-то на поле впервые, ты не можешь судить категорично, хорошо это или плохо. На мой взгляд, молодой футболист, обладающий собственным стилем и определенным классом, всегда придает игре дополнительные элементы неожиданности, смелости, ловкости и изобре-тательности... Ясно, что он должен еще многому научиться, но как он сможет это делать, если не имеет ровным счетом никакого опыта?
Молодого игрока, который уже вышел на достаточный уровень, нужно периодически выпускать на поле и в то же время позаботиться о том, чтобы его кто-нибудь подстраховывал. Давайте проанализируем случай Ивана де ла Пенья. Когда я работал главным тренером «Барселоны», меня частенько обвиняли в том, что я мало даю ему играть. Но в той турнирной ситуации, в которой мы тогда находились, у меня не было возможности каждый раз выпускать с ним в паре опытного игрока, который мог бы подстраховывать
де ла Пенью весь матч, если бы у него что-то по молодости не получалось. Я поступал таким образом, так как считал, что Иван обладает исключительными качествами. Кстати, именно поэтому на поле в одном матче одновременно никогда не выходят 10 гениев; не будем забывать, что исключительное происходит от слова «исключение». И одаренный игрок должен беречь свой талант, тренируясь, улучшая другие аспекты игры с прицелом на условия реального соревнования. Зрелищное впечатление футбол в его исполнении произведет один, два, ну три раза за матч, но отнюдь не при каждом его касании мяча. Не поддается сомнению лишь то, что он играет не на себя, а на команду, и его гениальность может проявиться в трех-четырех конкретных моментах. Выглядит полным абсурдом то, что весь мир — болельщики, пресса, руководители — требует от молодого паренька, чтобы каждый его удар по мячу был решающим, гениальным, фантастическим, незабываемым, хотя совершенно очевидно, что он будет совершать ошибки. Он будет ошибаться, болельщики — жаловаться, и в итоге все это скажется на игре команды. Может случиться даже, что отдельные игроки, откровенно завидующие его гениальности, решат не помогать ему, и в итоге тренер перестанет на него рассчитывать, и усадит на скамейку запасных, как это уже, к сожалению, неоднократно происходило. Это очень грустно, потому что в подобных случаях очень силен психологический прессинг, и некоторые мо-лодые футболисты получают серьезные травмы из-за того, что те, кто должен их подстраховать, в нужный момент не оказываются рядом. Естественно, что в 18 лет де ла Пенья не мог выходить на поле в каждом матче, но в половине — да, и в таком ритме он постепенно набирался опыта. О Савьоле, например, мы знаем, что он обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы добиться успеха, но ему всего лишь 19 лет. Считается, что футболист обычно достигает зрелости в 26 лет, однако случается, что кто-то опережает этот график и может стать высококлассным игроком в 23 года. Но это происходит только в том случае, если он все это время интенсивно работал над собой, совершенствовался, имел возможность набираться опыта на высшем уровне. Когда команда, скажем, проигрывает три матча подряд, тренер начинает принимать «экстренные меры», и на молодого игрока пытаются свалить груз ответственности наравне со всеми, это может ему навредить и помешать его дальнейшему профессиональному росту. Преимущество Савьолы состоит в том, что он уже готов ко всему этому: он дебютировал на высшем уровне в очень юном возрасте и уже привык к этому давлению. И это говорит в его пользу.
ГЛАВА 7
«К сожалению, многие футбольные руководители думают только о том, как вернуть вложенные деньги, вместо того чтобы получить отдачу от своих приобретений. Это все-таки разные вещи»
Первый аспект, который затрудняет данную интерпретацию футбольных ценностей, — экономический вопрос. И в этом многие люди ошибаются. Посмотрите, что такое состав команды? Это раздевалка, где собираются 25 человек, из которых на поле выходят только 11 и от которых зависят их семьи; и у каждого из них свои обстоятельства. Другими словами, раздевалка — это настоящая пороховая бочка. И это вполне логичное сравнение, потому что команда состоит из очень разных людей, и этот человеческий конгломерат должен функционировать и радовать миллионы зрителей своей игрой. Ты можешь представить себе более сложную задачу? Поэтому важно определить четкие параметры подготовки, цели на поле, принципы сосуществования игроков, общие для всех ценности... Поэтому так хорошо, когда ты находишься в курсе всех событий. Иногда мне кажется, что бить по мячу — это самая последняя фаза процесса. Сколько вопросов нужно решить еще до этого! Думаю, что в командах, где возникает столько персональных и коллективных проблем, это происходит из-за деятельности людей, которые никогда не вникают в суть дела — руководителей или тренеров, не имеющих достаточного чувства для того, чтобы вникать в эти детали, сперва кажущиеся незначительными, а на поверку определяющими, — и думают исключительно о деньгах. По моему мне-нию, нужно думать не о деньгах, а об игре команды. Но, к сожалению, многие футбольные руководители думают только о том, как вернуть вложенные деньги, вместо того чтобы получить отдачу от своих приобретений. Это все-таки очень разные вещи. Рассмотрим один пример. Ты и он — футболисты одного уровня, но за него я должен выплатить 1 7 миллионов долларов, а ты мне обойдешься даром. Если отбросить в сторону этот экономический фактор, вы ничем не будете отличаться друг от друга. В таком случае не может быть такого, чтобы он получал в два раза больше тебя или лучшего футболиста команды. В раздевалке всем все и обо всех известно: семейные проблемы — жена, дети, экономические — дела, налоги и так далее. Не может запасной получать в три раза больше игрока основного состава, а 20-летний футболист — в три раза больше 27-летнего. Это просто невозможно. Конечно, иногда могут делаться некоторые исключения, но незначительные и такие, чтобы их поняли и приняли все остальные. Но в основном не должно быть какого-либо неравенства. Если он играет лучше тебя, то не должно быть проблемы в том, что он и получает больше тебя. Ведь ты и сам прекрасно знаешь, что он лучше. И потому, когда ты входишь в раздевалку, когда идешь тренироваться, ты уже знаешь, кто лучший; и никто не должен брать тебя за руку и говорить: «Видишь? Тот па-рень лучше тебя». По истечении двух недель пребывания в команде, когда ты выходишь на поле, ты отлично знаешь, кто является хорошим футболистом, кто хуже, а кого мы называем плохим. Под понятием «хороший футболист» я подразумеваю не только умение делать хорошие передачи или забивать, но и ответственность за свои действия, за результат — все то, что характеризует личность. Когда ты как тренер замечаешь, что все эти «ингредиенты» начинают «закипать в котле», знай, что страсти в раздевалке накалились до предела. Чтобы этого не произошло, нужно установить очень простой и в то же время строгий порядок. Если он старше тебя, он и получает больше тебя. А если ты выходишь на поле чаще его? С премиальными и различного рода бонусами ты можешь зарабатывать больше, но при назначении базового оклада нужно исходить из одного критерия — возраста. Премии и бонусы служат для того, чтобы компенсировать возможное неравенство, и в их основе всегда лежит самый справедливый критерий, который только может существовать в рабочем коллективе: отдача, продуктивность, полезность для команды. Если он является лучшим футболистом клуба, но в течение полугода лечится и восстанавливается от травм, а выходить на поле и таскать каштаны из огня приходится тебе, получать больше должен именно ты, а он не имеет права даже сказать что-то против такого положения дел. Очевидно, что все это требует совершенно иного понимания клубной экономики, бюджета, трансферной политики и многих других вещей.
ГЛАВА 8
«Когда в 36 лет ты заканчиваешь карьеру профессионального футболиста, то обнаруживаешь, что отстал на 10 лет от тех, кто мог учиться и получить диплом»
По личным биографическим причинам и тому, как развивалась моя карьера сперва футболиста, а затем и тренера, мне выпало стоять у истоков многих ве-щей и вносить свой вклад в появление новых аспектов моей профессии, ранее не существовавших. Специально к этому я не стремился, но обстоятельства решили все за меня. Всегда возникали те или иные проблемы, по которым я был вынужден, по своей воле или против нее, занять определенную позицию или попытаться принять участие в ее разрешении. Так происходило в случае с министерством финансов и теми налогами, что мы, футболисты, платили в Голландии. Одна из главных наших проблем заключалась в том, что мы платили слишком высокие налоги, на мой взгляд, чересчур высокие. Тогда, в начале 70-х, мы отчисляли порядка 75% от заработанных денег. Тем более если ты получаешь столько в течение 6-7 лет, потом уровень твоих доходов резко падает, или же ты вовсе остаешься ни с чем. Таким образом, я оказался на стороне голландской Ассоциации профессиональных футболистов, и в итоге мы заключили с властями соглашение относительно снижения налогов.
Это соглашение состояло в том, что все профессиональные футболисты могли переводить 30% своих суммарных доходов как бы взамен налогов в официальный пенсионный фонд на очень строгих условиях. Этому фонду поручалось распоряжаться твоими средствами. В соглашение входило также страхование жизни и здоровья, завершения карьеры и т.д. Мой пример не является показательным, так как в течение долгого времени я выступал за границей, но тем, кто играл в Голландии, это помогло решить их проблемы. В течение 10 лет они перечисляли деньги в этот фонд, а по завершении карьеры профессионального футболиста становились обладателями довольно внушительной суммы. Это позволяло им, при условии окончания выступлений в 36 лет, достойно дожить до наступления официального пенсионного возраста, который равнялся 62 годам. Все игроки могли пользоваться преимуществами этой системы, позволявшей им копить деньги и являвшейся выходом, который устраивал абсолютно всех. Это устраивало и профессионалов, которые теперь уже не платили драконовские налоги, и властей, которые получали в свое распоряжение на длительный срок крупную сумму денег. Лично я в 40 лет стал обладателем суммы, соответствующей сегодня 50 000 евро в год. Во многих случаях такое решение помогало футболистам избежать неприятных ситуаций, в которые они, к сожалению, продолжают попадать. Я говорю о тех, кто восполь-зовался услугами плохих советчиков, или о тех, кто по собственной вине или в силу обстоятельств разбазарил все свое состояние еще в молодые годы. В итоге они уже не могли рассчитывать на такое гарантированное поступление денег, которые ты получаешь, когда уже практически застрахован от повторения ошибок юности. Цель этой системы проста и понятна: когда в 36 лет ты заканчиваешь карьеру профессионального футболиста и обнаруживаешь, что отстал на 10 лет от тех, кто мог учиться и получить диплом, данная пенсия позволяет тебе жить достойно, удовлетворять минимальные потребности, занимать свое место в обществе и заниматься каким-нибудь новым делом. Первой ввела такую систему Англия, и, если я не ошибаюсь, в Голландии мы сумели адаптировать ее к нашим условиям. В Испании мы также предпринимали попытки для того, чтобы она заработала, однако дальше собраний и совещаний дело так и не продвинулось. Лично я уже говорил на эту тему с министрами и государственными секретарями, но соответствующего решения по этой проблеме до сих пор не принято.